Спектакли по пьесам Александра Володина
В честь столетнего юбилея знаменитого драматурга и сценариста Александра Володина многие театры презентуют спектакли, поставленные по его пьесам. В 60-70 года прошлого века его знали практически все театральные завсегдатаи, а на произведениях Александра Моисеевича выросло не одно поколение. Спектакли Володина рассказывают о простых людях, идущих в разрез с окружением, попадающих в курьезные и не очень бытовые ситуации, так понятны современному обществу.
Театр Мастерская Петра Фоменко представляет спектакль Пять вечеров
Главные роли исполняют ведущие артисты театра Полина Агуреева и Игорь Городин, а режиссёром выступил Виктор Рыжаков. Спектакль получил личное одобрение Петра Фоменко, а также три номинации на Золотой маске. В основе спектакля лежит история уже немолодых Тамары и Ильина, которые встретились после долгой разлуки длиной в 18 лет. На глазах зрителя происходит превращение из женщины, говорящей лозунгами и давно потерявшей собственное Я, в тонкую особу, умеющую любить.
Действие разворачивается на маленьком помосте небольшой сцены театра, однако ощущения ограниченности и запертости в четырех стенах коммуналки здесь нет. Актеры словно парят над сценой, взбираются на стол, карабкаются по стенам, выполняют полуакробатические и хореографические движения. Музыка миксуется от народных Валенок до этюдов Рахманинова, создавая ощущение движения и эксцентричности игры талантливых актеров.
Адрес театра: Москва, Кутузовский проспект, 30, к. 32.
Показ: 9 марта 2019 года.
Театр Современник. Пять вечеров
Для Современника эта пьеса имеет знаковое значение, потому что именно с нее начался долгий творческий путь театра. Впервые Пять вечеров были поставлены в 1959 году в двух вариантах. Режиссёром первого стал художественный руководитель Олег Ефремов, а второго – ученица худрука Галина Волчек. Галина Борисовна просто помогала товарищам, которых грозились исключить из труппы, и ее режиссёрский дебют был по достоинству оценен самими Володиным и Ефремовым.
Современная постановка спектакля уже вовсе не напоминает творчество шестидесятилетней давности. Главные роли играют Сергей Гармаш и Евгения Симонова, приглашенная из театра им. Маяковского. Постановка несет ностальгический посыл, отражающийся в первую очередь в декорациях: телогрейка в сочетании с меховым боа и пальто белого цвета, венские стулья с изогнутыми спинками, ажурная скатерть, вязанная своими руками, мимоза в банке.
Адрес театра: Москва, Чистопрудный бульвар, 19А.
Показ: 21 марта, 13 апреля 2019 года.
МХТ имени А.П. Чехова представляет спектакль С любимыми не расставайтесь
Спектакль впервые был поставлен еще в 2005 году и возымел успех среди театральных зрителей и почитателей. История рассказывает о взаимоотношениях молодой пары Мити и Кати, которые только недавно вступили в узы брака. Однако, идиллию портит глупая ревность, которая в итоге приводи к разводу. Сюжет знаком по одноименной экранизации с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым в главных ролях.
Но при просмотре спектакля параллель с кинематографическим вариантом не создается, ведь сценарий рождался как экзаменационная работа студента актерского отделения, который лишь понаслышке знал о разводе через товарищеский суд и поиски утешения разведенных женщин в санаториях и домах отдыха. Именно поэтому на данную историю посмотрели свежим взглядом.
Адрес театра: Москва, Камергерский переулок, 3.
Показ: 6 марта, 7 апреля 2019 года.
С любимыми не расставайтесь от театра Около дома Станиславского
Казалось бы, сюжет тот же, но смотрится абсолютно по-другому, потому что Юрий Погребничко трактует историю в свойственной ему манере постмодернизма. В спектакль вводится хор, который исполняет песни, берущие за душу: Ландыши, Ромашки спрятались, На тебе сошелся клином белый свет и другие. Актеры одеваются в телогрейки, валенки и ушанки, а режиссер вводит вторую сюжетную линию. Теперь, параллельно с историей Мити и Кати, идет сюжет Преступления и наказания. Новаторский подход уже по достоинству оценен зрителями, которым посчастливилось попасть на премьеру.
Адрес театра: Москва, Вознесенский переулок, 9А.
Показ: 15 марта 2019 года.
Московский театр юного зрителя. Спектакль С любимыми не расставайтесь
У режиссёра Генриетты Яновской получилась своя история, впервые представленная на сцене МТЮЗа еще в 2013 году. Спектакль был награжден премией Станиславского в номинации Событие сезона и не перестает удивлять благодарных зрителей, практически постоянно собирая аншлаги. Художник театра Сергей Бархин добился удивительного эффекта, создав нетривиальную для данной истории сцену. Она представляет собой наклонный луг в сочных зеленых оттенках, по которому бегают и сидят множество людей в габардиновых и ситцевых одеждах.
Здесь герои ссорятся и мирятся, разводятся, играются и просто лежат, отдыхая друг от друга. Апогеем станет размещение Кати, заболевшей воспалением легких, в психиатрическую больницу вместо обычной, по классическому сценарию Володина.
Адрес театра: Москва, с. 1 Мамонтовский переулок, 10.
Показ: 10 и 29 марта 2019 года.
Старшая сестра. Театр Et Cetera
Пьеса Старшая сестра была написана в 1961 году и сразу поставлена в Большом драмтеатре режиссером Георгием Товстоноговым. Две сестрички Надя и Лида остались сиротами и живут вдвоем в послевоенном Ленинграде. Они мечтают стать актрисами, но судьба не балует их и старшей придется устроиться работать на стройку, чтобы иметь возможность помочь младшей сестре осуществить свою мечту. Далее все будет хорошо и старшая сестра тоже получит возможность вступить в театральный институт.
Несмотря на советский стиль декораций и костюмов, режиссер Владимир Скворцов утверждает, что это не попытка перенестись в ту эпоху. Актеры пытаются провести параллель между советским человеком, для которого самопожертвование является чем-то привычным, и нашим современником.
Адрес театра: Москва, переулок Фролов, 2.
Показ: 13 марта, 25 апреля 2019 года
Театр Олега Табакова, спектакль Сестра Надежда
В свое время цензура, которой нужны были только истории успеха, заставила Александра Володина написать рассказ со счастливым концом, где старшая сестра тоже стала актрисой, как и мечтала, а изначально ее мечта так и не сбылась. Режиссер Александр Марин решил восстановить справедливость и поставил спектакль с двумя альтернативными концовками. Оба финала являются счастливым и ужасным сном главной героини, а ее имя в названии спектакля обозначает главный посыл – у человека всегда должна быть надежда.
Адрес театра: Москва, улица Чаплыгина, 1А.
Показ: 20 марта 2019 года.
Центр драматургии и режиссуры. Две стрелы
Первый раз театр представил пьесу в 1980 году, а в 2018 году Владимир Мирзоев поставил спектакль совместно со студийцами и известной актрисой театра и кино Еленой Кореневой. Действие разворачивается в доисторическом обществе, где совершается убийство одного из соплеменников. Глава рода должен найти и покарать убийцу. Его подозрения падают на человека, которого зовут Ушатый, потому что он крайне подозрителен для данного общества – мечтатель и художник.
В современной постановке нет пещер, шкур и ожерелий из клыков, действия происходят в прошлом веке, чтобы было проще показать параллели между первобытными людьми и нашей действительностью.
Адрес театра: Москва, улица Беговая, 5/2.
Показ: 5 апреля 2019 года.
Заключение
Спектакли по мотивам произведений Александра Володина всегда свежи, ведь поднимают извечные проблемы общества в целом и его составляющих. Истории ревности, самопожертвования, мечтательства, надежд остаются актуальными во все времена, поэтому театры собирают аншлаги на постановках Александра Моисеевича. Публика благосклонно принимает сюжеты, взятые из жизни, ведь каждый может найти там частичку своей истории.